Предотвращение возникновения на территории Республики Башкортостан чрезвычайных ситуаций, защита населения и территорий, а также максимальная минимизация последствий происшествий остаются приоритетными направлениями работы чрезвычайного ведомства. Для повышения уровня защиты Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан ведется непрерывная и всесторонняя работа по совершенствованию информационного сопровождения процесса принятия оперативных решений на возможные угрозы и факты возникновения чрезвычайных ситуаций. Эта работа позволяет быть максимально готовыми к оперативным действиям. О том, как происходит процесс подготовки к сезонным рискам, о формировании и ведении информационных ресурсов для повышении защиты населения рассказал заместитель начальника Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан (по антикризисному направлению) Федор Егошин.
Федор Николаевич, процесс формирования информационных ресурсов для повышения уровня защиты населения и территорий от ЧС – это долгая, тщательно организованная работа. Расскажите, каким образом она осуществляется, что собой представляет, какую информацию включает?
Для готовности к предотвращению различного рода чрезвычайной ситуации, последствий происшествий, готовности сил и средств к их возможному возникновению, в соответствии с Законом Республики Башкортостан «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в целях совершенствования Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций постановлением правительства Республики Башкортостан от 06 апреля 2013 года № 98 утверждено Положение о формировании информационных ресурсов по перечню рисков чрезвычайных ситуаций в Республике Башкортостан.
Формирование и ведение информационных ресурсов обеспечивают постоянно действующие органы управления БТП РСЧС, республиканские органы исполнительной власти, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в Республике Башкортостан, органы местного самоуправления республики, органы управления объектов экономики по направлениям видов деятельности. Методическое сопровождение обеспечивается Главным управлением.
Весь процесс по организации разработки и корректировки паспортов территорий всех уровней республики проводится согласно сформированным методическим рекомендациям ФКУ «НЦУКС МЧС России». В них определен порядок подготовки работы с паспортами территорий, их проверки и оценки, а также проведения смотра-конкурса на лучший паспорт территории.
Вообще, паспорт безопасности территории разрабатывается для решения таких задач, как определение показателей степени риска чрезвычайных ситуаций, оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций, оценки состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций; разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории.
Непрерывная работа проводится по усовершенствованию паспортов территорий при изменении данных. Рабочей группой Главного управления проводится проверка и организация их корректировки: Республики Башкортостан, муниципальных образований республики, населенных пунктов, потенциально опасных объектов, объектов системы социальной защиты населения, объектов с массовым пребыванием людей, осуществляющих оптово-розничную торговлю; а также разработка и корректировка паспортов и 3D моделей потенциально опасных объектов республики.
Согласно решениям Комиссии Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности работа по приведению электронных паспортов в соответствие с требованиями методических рекомендаций организована администрациями муниципальных образований Республики Башкортостан.
Для анализа корректировки реестров информационных ресурсов, обсуждению проблемных вопросов и их решения ежемесячно проводятся совещания рабочей группы Главного управления по контролю за качеством и полнотой заполнения реестров информационно-справочных ресурсов по перечню рисков чрезвычайных ситуаций: информационно-справочная система «База чрезвычайных ситуаций», система оперативного управления, паспорта территорий.
Электронный массив информации включает в себя: 40 реестров информационно-справочной системы «База ЧС», паспорт территории Республики Башкортостан, 54 паспорта территорий муниципальных районов республики, 9 паспортов городских округов, 14 паспортов городских поселений, 818 паспортов сельских поселений, 4268 населённых пунктов, 321 паспорта потенциально – опасных объектов, 281 паспорт социально- значимых объектов, 90 паспортов торговых комплексов с площадью более 3000 кв.м.».
Расскажите подробнее как в нашем регионе осуществляется работа с паспортами территорий муниципальных образований республики.
Работа по ведению электронных паспортов в Главном управлении МЧС России по Республике Башкортостан организована в соответствии с приказом Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан от 09.03.2016 № 143п «О формировании и ведении информационно-справочных ресурсов по перечню рисков чрезвычайных ситуаций».
Так за I полугодие 2016 года проверено 720 электронных паспортов территорий всех уровней (средняя оценка «хорошо» («хорошо» - 505, «удовлетворительно» - 177, «неудовлетворительно» - 38)).
Организована корректировка электронных паспортов территорий в суточном режиме. При возникновении ЧС паспорта территорий оперативно корректируются силами оперативно-дежурной смены. В среднем проверяются 3-6 паспортов территорий различных категорий. Недостатки по электронным паспортам территорий ежесуточно направляются председателям КЧС и ОПБ муниципальных образований Республики Башкортостан.
После проверки и корректировки электронные паспорта территорий вновь выкладываются на FTP-сервер в установленном порядке.
Ежемесячно проводятся заседания группы повседневной проверки Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан по корректировке паспортов территорий, на которых решаются проблемные вопросы и пути их решения.
Федор Николаевич, расскажите, есть ли какой-то прогноз, позволяющий подготовиться Главному управлению, муниципальным образованиям к риску возникновения ЧС, аварий и происшествий?
Территориальным центром мониторинга и прогнозирования ЧС ГБУ РБ СОМГЗ разработан прогноз возможных ЧС, аварий и происшествий на территории Республики Башкортостан в 2016 году в соответствии с данными субъектов системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Башкортостан. В целях снижения вероятности возникновения чрезвычайных и аварийных ситуаций и смягчения их последствий разработаны соответствующие рекомендации.
Наибольшую вероятность для республики представляют ЧС и происшествия, обусловленные весенним половодьем, дождевыми паводками, заморозками, ледовыми заторами, сильной метелью, сильным ветром, снегопадами, сильными дождями, градом, лесными пожарами, засухой.
Работа по готовности сил и средств к предполагаемым угрозам в соответствии с прогнозом, ведется заблаговременно. В этом году во многих районах республики существовала угроза возникновения серьезных последствий прохождения весеннего половодья. Республика Башкортостан была готова сезонным происшествиям, связанным с прохождением большой воды, удалось планомерно и грамотно справиться с этой стихией, предотвратить человеческую гибель, минимизировать материальные потери.
Мы также знаем, что при повышении среднемноголетних значений температуры воздуха в летний период, возрастает вероятность увеличения гибели людей на водных объектах. Наибольшую опасность с точки зрения возникновения лесных пожаров представляют леса с преобладанием сосновых пород. Высокая температура воздуха и низкая влажность способствуют просыханию лесного покрова и развитию лесных пожаров.
Прогноз возможных ЧС, аварий и происшествий включает в себя всесторонний анализ, разрабатывается заблаговременно и учитывая особенности каждого района республики.