- Сергей Владимирович, расскажите, чем обусловлено создание аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»?
Ежегодно в Российской Федерации происходит значительное количество ЧС и происшествий. Они несут большую угрозу для жизни и здоровья людей, приводят к значительным материальным и финансовым потерям.
Нарастание современных угроз возникновения ЧС предопределяет развитие высокотехнологичных систем, которые обеспечивают комплексную безопасность граждан.
Созданные в последние годы органы управления, такие как Центры управления в кризисных ситуациях на региональном уровне и Единые дежурно-диспетчерские службы на муниципальном уровне реагируют на значительное количество ЧС, происшествий и пожаров. В результате своевременного реагирования и принятия управленческих решений спасены сотни человек, ликвидировано десятки ЧС.
Для эффективного решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС и происшествий необходима усиленная работа на муниципальном уровне.
Хорошим решением по обеспечению природно-техногенной безопасности на муниципальном уровне является внедрение аппаратно-программных комплексов «Безопасный город».
Это станет значимым шагом в развитии систем предупреждения и реагирования на ЧС и происшествия.
Комплекс «Безопасный город» будет строиться и развиваться как интеллектуальная многоуровневая автоматизированная система управления безопасностью на территориях субъектов Российской Федерации в целом и муниципальных образований в частности.
На сегодняшний день, распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 2446-р утверждена Концепция построения и развития комплекса «Безопасный город».
- Для каких целей строится и развивается комплекс «Безопасный город»?
Целью построения и развития комплекса «Безопасный город» является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий и правонарушений с интеграцией под её управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования.
- Что представляет собой данный комплекс и какие основные задачи стоят перед органами власти и местного самоуправления по построению и развитию «Безопасного города»?
В целом «Безопасный город» является совокупностью функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, нормативных правовых актов и регламентов межведомственного взаимодействия, направленных на противодействие угрозам общественной безопасности, правопорядку и безопасности среды обитания, формирующих вместе с действующими федеральными системами обеспечения безопасности интеллектуальную многоуровневую систему управления безопасностью субъекта Российской Федерации в целом и муниципального образования в частности, за счет прогнозирования, реагирования, мониторинга и предупреждения возможных угроз, а также контроля устранения последствий ЧС.
Если говорить о задачах, то это –
во-первых, формирование коммуникационной платформы для органов местного самоуправления с целью устранения рисков обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на базе межведомственного взаимодействия;
во-вторых, разработка единых функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, ориентированным на идентификацию потенциальных точек уязвимости, прогнозирование, реагирование и предупреждение угроз обеспечения безопасности муниципального образования;
в-третьих, обеспечение информационного обмена между участниками всех действующих программ соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;
в-четвертых, обеспечение информационного обмена на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;
в-пятых, создание дополнительных инструментов на базе муниципальных образований для оптимизации работы существующей системы мониторинга состояния общественной безопасности;
в-шестых, построение и развитие систем ситуационного анализа причин дестабилизации обстановки и прогнозирования существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения муниципального образования.
- Когда «Безопасный город» будет построен и начнёт функционировать?
В целях реализации Концепции МЧС России разработан План, в котором все мероприятия по построению комплекса распределены на 3 этапа до 2020 года.
В ходе первого этапа уже проведены необходимые организационные мероприятия.
Во-первых, МЧС России совместно с министерствами и ведомствами разработаны единые требования к техническим параметрам сегментов комплекса «Безопасный город», которые позволяют достичь единого понимания и подходов при построении системы безопасности жизнедеятельности населения на муниципальном уровне.
Во-вторых, определен перечень пилотных муниципальных образований, на территории которых будут созданы опытные участки сегментов комплекса «Безопасный город».
В-третьих, определены механизмы финансирования мероприятий по внедрению и развитию комплекса «Безопасный город».
В ходе второго этапа будут внесены изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов, которые определяют порядок функционирования комплекса «Безопасный город» и направления его дальнейшего развития.
Важно отметить, что эффективная реализация мероприятий по развитию комплекса «Безопасный город» возможна путем консолидации финансовых средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Будут созданы опытные участки сегментов комплекса «Безопасный город» в пилотных муниципалитетах республики и проведены их комплексные испытания.
Это позволит скорректировать дальнейшие мероприятия и подготовить необходимую нормативную и техническую базу для развития систем предупреждения ЧС, а также защиты населения и территорий от них.
На третьем этапе спланированы мероприятия по внедрению сегментов комплекса «Безопасный город» во всех муниципальных образованиях.
При этом предполагается максимальное использование существующей инфраструктуры и всех результатов, ранее достигнутых в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в рамках государственных программ по безопасности.
Спланированный комплекс мероприятий позволит до 2020 года достичь поставленных целей и повысить эффективность реализации полномочий органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения правопорядка.