29 мая 2017, 09:00
7
7 минут

Концепция развития системы гражданской обороны на современном этапе

В начале ХХI века Российская Федерация столкнулась с проблемой преодоления новых вызовов и угроз в сфере обеспечения её национальной безопасности. Как это повлияло на МЧС России?

Глобальный экономический кризис, распространение международного терроризма, энергетические конфликты, угроза изменения климата и другие глобальные проблемы современности непосредственно затрагивают жизненно важные интересы России.

В настоящее время в МЧС России проводится активная целенаправленная работа по формированию новых подходов к развитию гражданской обороны на современном этапе.

Новые подходы к развитию гражданской обороны кем-нибудь утверждены?

Новые подходы и основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны утверждены Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года.

В этом Указе были затронуты такие направления как:

развитие нормативно-правовой базы в области гражданской обороны;

совершенствование системы управления гражданской обороны;

совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

развитие сил гражданской обороны;

сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

совершенствование системы обучения населения, подготовки должностных лиц и работников в области гражданской обороны;

развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.

Расскажите поподробнее про основные принципы реформирования гражданской обороны?

Основными принципами развития гражданской обороны нашей страны являются:

заблаговременность подготовки государства к ведению гражданской обороны в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения;

необходимая (разумная) достаточность при организации и выполнении мероприятий по гражданской обороне;

обеспечение постоянной готовности сил гражданской обороны к действиям, как в условиях военного времени, так и при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях мирного времени, их стратегическая мобильность;

реформирование гражданской обороны в рамках общей стратегии развития военной организации государства, направленной на повышение обороноспособности страны, мобилизационной готовности, эффективности защиты населения и территорий;

использование новых форм и методов защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях;

финансирование гражданской обороны, как со стороны государства, так и со стороны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и объектов экономики, продолжающих работать в военное время;

рациональное расходование средств на основе критерия «затраты — эффективность»;

повышение социальной значимости гражданской обороны, оказание помощи населению в кризисных ситуациях.

Какая работа проводится для реализации указанных принципов?

Для реализации указанных принципов в последние годы были внесены существенные изменения основных понятий в целый ряд нормативных правовых документов.

В частности в соответствии со сводом правил СП 165.1325800.2014 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51.90»:

убежища создаются: для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне; для работников объектов использования атомной энергии, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производственных объектов и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих объектов и организаций.

Противорадиационные укрытия создаются для населения и работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, в том числе для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, и обслуживающего их медицинского персонала, расположенных в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и за пределами зоны возможных сильных разрушений.

Укрытия создаются: для работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, и населения, проживающего на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, находящихся за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений; для работников дежурной смены и линейного персонала организаций, расположенных за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений, осуществляющих жизнеобеспечение населения и деятельность организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне; для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, расположенных в зонах возможных разрушений, а также для обслуживающего их медицинского персонала».

Предусматривается планирование и организация многовариантных способов эвакуации населения в безопасные районы:

определены возможности использования личного транспорта граждан при эвакуации;

уточнены предъявляемые требования к безопасным районам;

разработаны и внедряются новые подходы к организации и проведению эвакуационных мероприятий.

Эвакуация не будет носить массовый характер, и проводиться она будет из зон возможных опасностей, таких как зоны возможных сильных разрушений, возможного радиоактивного заражения, химического и биологического загрязнения, возможного катастрофического затопления.

Также в разрезе совершенствования гражданской обороны в настоящее время ведется работа по переработке Перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

Указанные подходы, учитывающие современные военно-политические и социально-экономические условия, направлены, с одной стороны, на снижение административных и экономических барьеров, устранение устаревших, избыточных требований в области гражданской обороны, а с другой стороны, на повышение эффективности мероприятий гражданской обороны.

Эта статья полезна?

Контакты

(347) 252-63-65
Группа по работе с обращениями граждан
(347) 273-42-86
Канцелярия тел./факс
01 или 101, 112
Единый телефон пожарных и спасателей
+7(347) 222-87-89
Единый «телефон доверия»
cancel@02.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)