В начале ХХI века Российская Федерация столкнулась с проблемой преодоления новых вызовов и угроз в сфере обеспечения её национальной безопасности. Как это повлияло на МЧС России?
Глобальный экономический кризис, распространение международного терроризма, энергетические конфликты, угроза изменения климата и другие глобальные проблемы современности непосредственно затрагивают жизненно важные интересы России.
В настоящее время в МЧС России проводится активная целенаправленная работа по формированию новых подходов к развитию гражданской обороны на современном этапе.
Новые подходы к развитию гражданской обороны кем-нибудь утверждены?
Новые подходы и основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны утверждены Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года.
В этом Указе были затронуты такие направления как:
развитие нормативно-правовой базы в области гражданской обороны;
совершенствование системы управления гражданской обороны;
совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
развитие сил гражданской обороны;
сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
совершенствование системы обучения населения, подготовки должностных лиц и работников в области гражданской обороны;
развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.
Расскажите поподробнее про основные принципы реформирования гражданской обороны?
Основными принципами развития гражданской обороны нашей страны являются:
заблаговременность подготовки государства к ведению гражданской обороны в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения;
необходимая (разумная) достаточность при организации и выполнении мероприятий по гражданской обороне;
обеспечение постоянной готовности сил гражданской обороны к действиям, как в условиях военного времени, так и при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях мирного времени, их стратегическая мобильность;
реформирование гражданской обороны в рамках общей стратегии развития военной организации государства, направленной на повышение обороноспособности страны, мобилизационной готовности, эффективности защиты населения и территорий;
использование новых форм и методов защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях;
финансирование гражданской обороны, как со стороны государства, так и со стороны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и объектов экономики, продолжающих работать в военное время;
рациональное расходование средств на основе критерия «затраты — эффективность»;
повышение социальной значимости гражданской обороны, оказание помощи населению в кризисных ситуациях.
Какая работа проводится для реализации указанных принципов?
Для реализации указанных принципов в последние годы были внесены существенные изменения основных понятий в целый ряд нормативных правовых документов.
В частности в соответствии со сводом правил СП 165.1325800.2014 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51.90»:
убежища создаются: для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне; для работников объектов использования атомной энергии, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производственных объектов и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих объектов и организаций.
Противорадиационные укрытия создаются для населения и работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, в том числе для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, и обслуживающего их медицинского персонала, расположенных в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и за пределами зоны возможных сильных разрушений.
Укрытия создаются: для работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, и населения, проживающего на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, находящихся за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений; для работников дежурной смены и линейного персонала организаций, расположенных за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений, осуществляющих жизнеобеспечение населения и деятельность организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне; для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, расположенных в зонах возможных разрушений, а также для обслуживающего их медицинского персонала».
Предусматривается планирование и организация многовариантных способов эвакуации населения в безопасные районы:
определены возможности использования личного транспорта граждан при эвакуации;
уточнены предъявляемые требования к безопасным районам;
разработаны и внедряются новые подходы к организации и проведению эвакуационных мероприятий.
Эвакуация не будет носить массовый характер, и проводиться она будет из зон возможных опасностей, таких как зоны возможных сильных разрушений, возможного радиоактивного заражения, химического и биологического загрязнения, возможного катастрофического затопления.
Также в разрезе совершенствования гражданской обороны в настоящее время ведется работа по переработке Перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.
Указанные подходы, учитывающие современные военно-политические и социально-экономические условия, направлены, с одной стороны, на снижение административных и экономических барьеров, устранение устаревших, избыточных требований в области гражданской обороны, а с другой стороны, на повышение эффективности мероприятий гражданской обороны.